В начале очередного сезона главное — правильно расконсервировать любимый мотовездеход, простоявший несколько месяцев. Для этого нужно внимательно проверить состояние всех узлов и систем.
Расскажем, как именно подготовить квадроцикл к сезону.
Общая последовательность действий
- Если квадроцикл вывешивался — снимаем его.
- Осматриваем место хранения — нет ли потеков любых технических жидкостей (масла, антифриз, тормозная жидкость)?
- По необходимости моем и сушим квадроцикл. Под грязью можно не заметить трещины и сколы.
- Ставим квадроцикл на ровную поверхность и проверяем все, что проверяется на земле (без подъема): осматриваем обшивку, сиденье и колеса, проверяем уровни технических жидкостей и состояние фильтров.
- Снимаем обшивку и сиденье, проверяем состояние узлов под ними.
- После «наземной» проверки по возможности поднимаем квадроцикл и осматриваем снизу.
Дальше расскажем, что именно делать.
Корпус и сиденье
Пластиковые элементы корпуса могли треснуть еще в предыдущий сезон, и это можно было не заметить перед консервацией. Кожа или кожзам сиденья тоже могли потрескаться, и из-под покрытия мог вылезти наполнитель. Такие дефекты лучше починить сразу (заложить наполнитель внутрь, сшить разошедшиеся швы или наложить заплатку) — иначе дыры будут увеличиваться, и обивку придется перетягивать целиком.

Сиденье и корпус осматриваются после мытья квадроцикла, чтобы все поверхности были чистые
Технические жидкости и расходники
Моторное масло: если перед зимой не менялось и квадроцикл «зимовал» со старым — лучше заменить на свежее, особенно если оно прослужило больше 1000 км в сложных условиях. Если масло менялось перед консервацией, нужно проверить его уровень: не ушел ли.
Смазка: впрыскиваем через все точки шприцевания. Обычно они находятся на подвижных узлах подвески. Но лучше посмотреть точное их расположение в инструкции к квадроциклу.
Антифриз: промеряем уровень в расширительном бачке (обычно он просматривается под передним левым крылом) — не упал ли ниже минимальной отметки. Проверять его нужно только на холодный двигатель (до его запуска, или через 10-15 минут после остановки).
Тормозная жидкость: проверяем уровень — не упал ли ниже минимальной отметки. Обычно у квадроциклов есть два контура тормозной жидкости: для передних тормозов и общий. Емкость для переднего контура находится прямо на руле, рядом с рукояткой тормоза. «Общий» резервуар обычно крепится под задним левым крылом.
Свечи: достаем из двигателя (для этого нужно снять щиток моторного отсека) и осматриваются. Если есть нагар или налет — заменяются. Вообще свечи зажигания меняются редко, примерно каждые 6000 км. Если до этой отметки очень далеко — их можно не проверять, поскольку доступ к ним обычно очень неудобный.
Воздушный фильтр: осматриваем, если чистый — оставляем. Обычно он находится под сиденьем, прикрытый крышкой.
Масляный фильтр: если меняется масло — меняется и фильтр. Находится сбоку слева, под защитным кожухом.
Топливный фильтр: осматриваем после проверки бензобака. Чтобы до него добраться, нужно снять левую боковую часть облицовки и левую крышку моторного отсека. Если бак чистый или был заполнен под горловину, скорее всего, фильтр останется чистым. В этом случае его можно вернуть на место. Если же давно не менялся, бак не заполняли бензином или на стенках бака следы коррозии — фильтр нужно заменить.
Бензобак
Старый бензин сливаем, взамен заливаем свежий. Если перед консервацией бензин был залит не под горловину или вообще не заливался, и бак стоял всю зиму пустым — его нужно осмотреть с фонариком: чисто ли внутри? Если есть следы коррозии на стенках, а на дне бензобака видны хлопья шлама или любая другая грязь — топливную систему придется промывать.
Для промывки нужно полностью слить «зимовавший» бензин, залить свежее топливо до краев бензобака и завести мотор — чтобы оно разошлось по всей магистрали. После этого снимаем крышку с бака по необходимости доливаем бензин. Затем это топливо тоже сливаем и снова осматриваем стенки бензобака снова. Если ржавчина осталась — скорее всего, бак придется снимать и промывать более тщательно.
Аккумулятор
Проверяем заряд и по необходимости дозаряжаем. Также нужно осмотреть клеммы, кабельные наконечники и сам корпус АКБ — нет ли на них налета. Если есть — счищаем губкой с раствором воды и пищевой соды.

Аккумулятор у квадроцикла находится под сиденьем
Двигатель, привод, радиатор
Двигатель: осматриваем — нет ли потеков масла.
Привод: ремень — проверяем на целостность, цепь — на отсутствие ржавчины. Также проверяем натяжение и по необходимости подтягиваем.
Радиатор: снимаем решетку радиатора, и продуваем пылесосом или компрессором. Если он сильно загрязнен (например, пухом, листьями, грязью) после предыдущего сезона — моем под напором.
Подвеска и колеса
Колеса:
- проверяем состояние покрышек — нет ли трещин, деформации (особенно если квадроцикл не вывешивался), измеряем глубину протектора;
- докачиваем шины до рабочего давления, и через полчаса-час перепроверяем, держится ли оно. Если не держится — значит, есть утечка: колесо надо снимать, искать пропуск, и устранять.
Подвеска, квадроцикл стоит на ровной поверхности без уклонов: поочередно давим на квадроцикл сверху спереди и сзади, а затем над каждым колесом отдельно — проверяем, нет ли люфта, нормально ли отрабатывают амортизаторы. При надавливании на любую сторону эта часть должна равномерно опускаться и подниматься без раскачивания.

Рычаги подвески должны быть целыми: без коррозии, вмятин, погнутостей, трещин, отверстий
Подвеска, квадроцикл поднят домкратом или на подъемнике:
- проверяем, нет ли люфта у всех рычагов подвески, если есть — возможно, нужно менять шаровые опоры или сайлентблоки;
- каждое колесо берем в руки и пытаемся сдвинуть по вертикали и горизонтали — если получилось сместить его в какую-то сторону, скорее всего, изношены подшипники;
- осматриваем пыльники ШРУС — нет ли в них отверстий (могли появиться из-за коррозии или от летящих из-под колес камней, или от ударов). Если отверстия есть — внутрь будет забиваться пыль, а значит пыльник нужно менять.
Установка снятых деталей
Если с квадроцикла что-то снималось перед консервацией (например, аккумулятор, защита рычагов и днища) — все устанавливаем обратно.
Тест-драйв
Когда с внешним осмотром всех частей покончено, детали установлены на свои места, заменены все технические жидкости и расходники — можно наконец-то завести квадроцикл.
В первый раз после зимы это нужно делать особенно внимательно. Последовательность такая:
- Запускаем мотор. Двигатель должен заводиться сразу, без вибрации и постороннего шума. Если нет — проверяем заряд аккумулятора, и если разряжен — снимаем и заряжаем. Еще можно сразу проверить состояние свечей и почистить их (если есть нагар) или заменить на новые. Если свечи в норме и аккумулятор заряжен — можно попробовать запуск ручным стартером или «народные» способы: капнуть несколько капель бензина в свечное отверстие, погреть строительным феном выпускной коллектор или заменить топливо на более высокую марку (если была залита АИ-92 — слить и залить АИ-95).
- Даем двигателю поработать несколько минут и слушаем, равномерно ли он работает на холостых оборотах (нет ли нарастания или снижения). Также смотрим выхлоп: он должен быть почти прозрачным и не пахнуть гарью. Каждое из отклонений (нестабильный холостой ход, непрозрачный выхлоп) может иметь несколько причин и способов решения, поэтому перечислять тут не будем.
- Проверяем, работают ли электропотребители: свет, звуковой сигнал, обогревы, электролебедка и любые другие.Также смотрим, чтобы датчики и показания на приборной панели загорались и гасли правильно (например, если включен полный привод — на панели горит 4WD, если включен дальний свет — горит его индикатор).
- Проверяем компрессию двигателя — достигает ли она нормальных параметров для модели. Для этого нужно знать рабочий показатель у своего квадроцикла и иметь компрессометр с наконечником, который по диаметру подходит к свечному отверстию. Для замера нужно прогреть двигатель до рабочей температуры, выкрутить свечу, и вкрутить наконечник компрессометра в свечное отверстие. В целом проверка компрессии — пункт не обязательный (поскольку не у всех есть свой компрессометр, и при правильной консервации компрессия вряд ли могла упасть), но полезный. Его можно пропустить, если мотор завелся нормально.
- Выполняем пробный заезд. Руль должен поворачиваться в полном диапазоне хода и не возвращаться самостоятельно. Двигатель должен корректно откликаться на нажатие и ослабление курка газа — набирать и сбрасывать обороты. Также проверяем работу тормозов на разной скорости: нормально ли они замедляют или останавливают квадроцикл. И оцениваем работу подвески при езде по разным участкам (ровная дорога, в горку, с горки, по кочкам): не раскачивается ли квадроцикл, не проседает ли какая-то из сторон.
Если по всем пунктам проблем не выявлено — можно планировать первый полноценный выезд.