Как выбрать квадроцикл: практические советы

Покрышки с грунтозацепами для грязи

В России, несмотря на уход части иностранных производителей, продаются десятки моделей квадроциклов. Поэтому сделать выбор непросто даже человеку, который покупает не первый мотовездеход и разбирается в них. 

Расскажем, на что обращать внимание, выбирая квадроцикл.

Общие советы и критерии выбора

Прежде чем углубляться в цифры характеристик — нужно определиться с более простыми критериями. Это сильно сузит выбор моделей.

Мотоциклетная посадка (ATV) или кабина + кузов (SSV)

Квадроциклы делятся на две большие категории: 

  • ATV — с мотоциклетной посадкой, без кабины. Говоря «квадроцикл», чаще всего подразумевают именно их. 
  • SSV (или UTV) — с автомобильной посадкой, кабиной и кузовом сзади. 

ATV-модели легче и меньше (по ширине, высоте и длине), с меньшей колесной базой. За счет этого им легче пробираться по сложному бездорожью. Из минусов — ATV имеют меньше места для груза, чем SSV. Поэтому их стоит выбирать, если в приоритете проходимость, а не грузоподъемность. 

SSV крупнее и тяжелее, однако более комфортны и безопасны (за счет прочного каркаса кабины). Многие SSV имеют уклон в какое-то назначение: например, имеют большой кузов, или увеличенную кабину на 2-5 пассажиров, или подготовлены для экстрима.

Цель покупки

Условно можно выделить такие цели:

  • Перевозка груза. Подходят квадроциклы с большим кузовом (SSV) и/или фаркопом для буксировки прицепа, пониженной передачей (у некоторых дешевых моделей отдельной L-передачи нет, есть одна общая передняя). Не обязателен, но полезен электроусилитель руля — с тяжелым грузом руление усложняется. И чем мощнее двигатель — тем лучше. 
  • Сельхоз работы. Квадроциклы используют для уборки мусора и снега, скашивания травы, обработки почвы. Если такие задачи — главная цель покупки, с ней справится и недорогой ATV-квадроцикл малой или средней мощности. Для установки навесного оборудования (ковш, отвал) нужна электролебедка. 
  • Туризм (выезды на природу, охоту, рыбалку, использование в качестве основного транспорта). Подходят ATV и SSV модели. Чем сложнее маршрут — тем мощнее нужен двигатель. В комплектации желательны электроусилитель руля, защита рук, защита днища, широкий бампер, электролебедка. Желательно, чтобы были (или можно было установить) дополнительная светотехника и багажные кофры. 
  • Развлечения (просто быстрые поездки по бездорожью, вблизи от цивилизации — например, по лесу вокруг дачи). Подойдет любой квадроцикл, который впишется в бюджет. Если за рулем будут ездить малоопытные любители — желательно, чтобы у модели был электроусилитель руля и защита рук. Из прочего пригодятся крупный бампер (если по неопытности райдер врежется) и удобное пассажирское место с ручками и спинкой. 
  • Спорт. Для опытных райдеров и выступающих спортсменов есть специальные спортивные квадроциклы — более мощные, без лишнего в комплектации, с увеличенными характеристиками.

Новый или БУ

Квадроциклы эксплуатируются в суровых условиях, и проверить, насколько сильно они сказались на состоянии — можно только на СТО с мастером, который разбирается в мотовездеходах. А без СТО и мастера легко нарваться на «утопленника» или просто угробленную технику, которая быстро сломается, и не факт, что починится. 

Кроме этого БУ мотовездеходы в больших количествах продаются только в крупных городах — в регионах выбор будет маленьким. Поэтому экономия при покупке с рук возможна, но доступна немногим и рискованна, а значит лучше выбирать квадроцикл в салоне. 

Отсюда совет: брать БУ квадроциклы, выбирая самостоятельно — рискованно. Лучше либо заплатить за помощь специалисту и не экономить на проверке всех систем и узлов, либо не рисковать и брать новую технику.

Бренд и распространенность модели

Имеют значение, поскольку для популярных квадроциклов легко найти запчасти и аксессуары для тюнинга, и такую технику легче продать. Бренд должен официально работать в России — чтобы можно было обслуживаться у дилера и иметь гарантию. 

Поэтому при сравнении моделей от разных производителей при прочих равных лучше взять ту, что более популярна, и от того бренда, который присутствует в стране.

Бюджет

Самые дешевые малокубатурники от малоизвестных китайских брендов могут стоить до 400-500 тысяч рублей. Цены на технику от проверенных производителей, которые официально продолжают продаваться в России в 2022 году, начинаются от 600-700 тысяч. Более мощные модели с расширенной комплектацией (например, 800-кубовый РМ 800 DUO EPS) стоят в районе 1 миллиона и дороже. 

При покупке квадроцикла нужно учитывать, что ему может понадобиться тюнинг (например, замена стоковой резины, установка защиты рук), а для езды нужна экипировка. На это понадобятся дополнительные расходы. 

Квадроцикл РМ 800 DUO EPS. Цена: 989,000 ₽

Советы по сравнению технических характеристик

Когда цель покупки определена, выбор между ATV и SSV сделан и бюджет выделен — пора вникать в параметры подходящих моделей.

Габариты

Ширина-высота-длина. Влияют на проходимость и свободное место для размещения груза. Больше размер — сложнее протиснуться в узких местах и развернуться. Меньше размер — меньше места, куда можно разместить багаж. Если известно, что ездить придется в лесу или по извилистым горным дорогам — лучше брать компактный квадроцикл. 

Колесная база. Чем короче база — тем легче вписаться в поворот и переваливаться через кочки, склоны и ямы. Также на короткой базе (до 1300-1400 см) смещение центра тяжести сильнее влияет на устойчивость: работая корпусом, проще проходить повороты на большой скорости, тормозить, ехать в горку и с горки. Длинная база (от 1400-1500 см) имеет больше места для пассажира, а также делает квадроцикл более устойчивым, поскольку масса распределяется по большей площади. 

Вес. ATV весят в среднем 350-400 кг (800- и 1000-кубовые модели — до 450 кг), SSV — 600-900 кг. Чем тяжелее квадроцикл — тем более мощный ему нужен двигатель, чтобы вытягивать несколько центнеров из грязи и песка и заезжать в горку. А значит — выше расход бензина. Кроме этого большой вес плох тем, что с ним выше шанс загрузнуть и забуксовать. А при закапывании — тяжелую технику сложнее вытаскивать. Поэтому для сложных грязных маршрутов лучше брать модели полегче.

Двигатель

Тип. По способу подачи топлива двигатели бывают инжекторные и карбюраторные. Карбюраторные считаются устаревшими, сейчас встречаются реже. Они проще устроены, дешевле стоят, легче «переваривают» низкокачественный бензин и легче чинятся. Инжекторные — стабильнее работают, легче запускаются в мороз, имеют меньший расход. Выбирать между ними не придется: на бюджетную технику обычно ставят карбюраторы, на более дорогую — инжекторы. 

Объем. Взрослые квадроциклы могут иметь объем от 250 до 1000 кубов. Модели до 600 кубов считаются малокубатурными — их мощности хватит для несложного бездорожья без глубокой грязи и крутых подъемов. 600-800 кубов — золотая середина: уже достаточно мощные для грязи и покорения горок, но стоят дешевле, чем 1000-кубовые. 

Мощность. Для сравнения квадроциклов с равным объемом двигателя нужно разделить количество л.с. на сухой вес. Модель, у которой результат будет выше — лучше проедет по сложному участку. 

Дополнительные опции. Двигатели некоторых квадроциклов могут оснащаться отдельной системой охлаждения масла, увеличенным радиатором, шноркелями, принудительной вентиляцией вариатора. Такие «допы» повышают цену, но делают двигатель более устойчивым к повышенной нагрузке. За них разумно доплачивать, если квадроцикл нужен для сложных задач: долгих поездок по грязи или в горку, езды по воде.

Блокировка дифференциала

Есть у всех квадроциклов, отличается только ее исполнение. Нужна, чтобы при пробуксовке или вывешивании крутящий момент не передавался на забуксовавшее или вывешенное колесо, а шел только на то, которое имеет нормальное сцепление. Это помогает преодолевать грязь, участки с большим количеством ухабов и ям, песок, мелкий гравий. 

Блокировка бывает принудительной (включается вручную) или электронной (включается автоматически). Принудительная — лучше: ее можно подключить еще до того, как колесо серьезно закопается, или вообще до опасного участка (если проезжать его только одной стороной).

Комплектация

Самые нужные опции, которые должны быть у квадроцикла (или которые желательно сразу докупить, если их нет): 

  • электролебедка — нужна любому квадроциклу, на котором планируется заезжать в грязь;
  • электроусилитель руля — уменьшает нагрузку на руки, полезен подросткам и женщинам, а также для длительных поездок, сложного бездорожья и поездок с большой нагрузкой;
  • передний бампер, чем шире — тем лучше;
  • расширители арок — чтобы защитить от летящей из-под колес грязи, пыли, мелких камней;
  • съемное пассажирское место со спинкой и ручками;
  • защита рук (если ездить планируется по лесу с кустами).

Колеса

Диаметр влияет на клиренс: чем больше колесо — тем выше просвет, и тем лучше проходимость. У большинства квадроциклов базово установлены 26-дюймовые колеса. Чем больше диаметр — тем выше нагрузка на трансмиссию и подвеску, и тем ниже производительность двигателя. Поэтому если хочется большие колеса — лучше выбрать квадроцикл, у которого они идут в базовой комплектации. Или который имеет мощный двигатель (объемом от 600-800 кубов). 

Рисунок протектора влияет на то, по каким дорогам можно ездить. У большинства квадроциклов базово стоят универсальные покрышки, на которых можно заезжать и в грязь, и на твердую грунтовку, и на камни. Если брать квадроцикл для каких-то конкретных маршрутов — можно установить на него специальную «резину»: с более высокими грунтозацепами для грязи, с мелким и частым рисунком — для твердых дорог.

Клиренс

Чем он больше — тем выше проходимость. У большинства и ATV, и SSV-моделей клиренс составляет 25-28 см. Для преодоления глубоких ям, кочек, бродов, а также для езды по лесу с пеньками — этого тоже хватит, но лучше, если клиренс для таких маршрутов будет повыше.

Примеры лучших моделей

В 2022 году с рынка квадроциклов пропала техника некоторых иностранных брендов. Часть оставшихся моделей — продукция малоизвестных китайских производителей. 

Одно из исключений — квадроциклы Русской Механики. Это производитель из Ярославской области. 

Преимущества квадроциклов РМ — простое и надежное устройство, спроектированное с учетом российского климата. В базовой комплектации каждой модели есть бампер, пассажирское место со спинкой и электролебедка. Клиренсы увеличенные: не менее 28 см (тогда как большинство утилитарников других производителей имеют просветы 26 см). Это позволяет увереннее проезжать через грязь, по полям, лесам и каменистым маршрутам.

Доступный утилитарный квадроцикл с экономичным 500-кубовым двигателем мощностью 38 л.с. Оснащен 24-литровым бензобаком, полной заправки при езде по сухой ровной дороге может хватить до 200 км пробега. 

Для своей цены модель отличается хорошей проходимостью. Она весит 375 кг, имеет клиренс 29 см, 26-дюймовые колеса, подключаемый полный привод с электроблокировкой дифференциала, и пониженную передачу. В комплектацию включены защита днища, бампер спереди и расширители колесных арок. 

Квадроцикл РМ 500-2 отлично подходит для несложных поездок (без глубокой грязи и крутых склонов). На нем можно выезжать на охоту или рыбалку, отправляться в туристические выезды, добираться до удаленных населенных пунктов, а также перевозить груз (для этого модель имеет багажные решетки и фаркоп).

Утилитарно-туристический квадроцикл, внешне (кроме цвета пластиковой обшивки) и по размерам полностью повторяющий модель РМ 500-2, описанную выше. Отличается в первую очередь двигателем — более объемным (650 кубов) и мощным (42.5 л.с.). 

В комплектации имеет защиту днища, передний бампер, расширители колесных арок, фаркоп, багажные решетки спереди и сзади, и зеркала заднего вида. Зеркала пригодятся, если:

  • выезжать на дороги (например, в дачном поселке, или в лесу, или вокруг поля), где можно повстречать другую технику;
  • ездить в группе из нескольких квадроциклов.

800-кубовый утилитарный квадроцикл с расширенной комплектацией. С завода оснащается широким передним и задним бамперами, защитой рук, зеркалами заднего вида, пластиковыми накладками на багажные решетки (которые защищают металлический каркас от сколов). Из особенно полезного — есть электроусилитель руля, который поможет управлять в глубокой грязи или песке. 

Мощность двигателя составляет 60 л.с., чего хватает, чтобы разгонять квадроцикл массой почти 400 кг до 100 км/ч (по сухой ровной грунтовке). А также — чтобы уверенно пробираться через грязь, преодолевать песок, крутые склоны и прочие сложные участки. 

Двухместное сиденье разноуровневое, имеет высокую и широкую спинку с боковой поддержкой, и крупные ручки — поэтому квадроцикл хорошо подходит для дальних поездок вдвоем. Пассажирская секция снимается, поэтому можно быстро освободить больше места для багажа.

Кратко

Квадроцикл выбирается исходя из того, где и для чего он будет использоваться. Для несложных маршрутов, любительских поездок и несложной работы подойдут малокубатурные (до 600 кубов) бюджетные модели. Для дальних поездок, сложного бездорожья и работы лучше выбрать квадроцикл с более мощным (объемом от 600 кубов) двигателем. 

Кроме мощности имеют значение клиренс (26 см — распространенный показатель), и комплектация (имеют значение электролебедка, пассажирское место, защита днища, электроусилитель руля). 

На ремонтопригодность влияет качество сборки, простота конструкции и бренд (должен официально присутствовать в России, чтобы предоставлять гарантийное обслуживание и детали).