Какая экипировка нужна для езды на квадроцикле

Правильная экипировка квадроциклиста — вопрос не стиля, а удобства и безопасности. При катании можно замерзнуть от встречного ветра (даже летом), поцарапаться о низко растущие ветки, промокнуть, испачкаться в грязи или пыли, упасть. Экипировка должна защищать от всех этих неприятностей.

Расскажем, что именно нужно носить, чтобы ездить на мотоцикле с комфортом и в безопасности.

Одежда

Ездить в повседневной одежде на мотоцикле можно. Но это опасно и зачастую некомфортно: она намного хуже защищает от холода, влаги и травм при падении по сравнению со специальной экипировкой. Поэтому мы начнем с разбора одежды, которая подходят для езды.

Экипировка защищает от холода, влаги и травм

Нижний слой: термобелье

Термобелье поддерживает комфортную температуру и зимой, и летом, и отводит влагу от тела. Также за ним удобно ухаживать: проще постирать тонкое термобелье, чем более толстый флис или «обычную» одежду.

Носить термобелье стоит в любую погоду — есть варианты для лета и зимы.

Средний слой

Задача среднего слоя — помочь термобелью сохранить тепло. В принципе, эту роль может играть любая кофта или свитер, особенно в коротких поездках.

Для частых или длительных заездов лучше брать одежду из флиса: она достаточно плотная и не продувается, но при этом не создает парниковый эффект. Для холодной погоды рекомендуется выбирать модели с высоким горлом и петлями на большие пальцы, чтобы ветер не задувал в рукава.

В особо холодные дни вместо флиса можно надеть одежду с подогревом. Летом средний слой обычно не носят.

Верхняя одежда

Это куртка и штаны или комбинезон. Задача верхнего слоя — защитить райдера от встречного ветра, холода и осадков. Также есть модели с интегрированной защитой.

Особых советов по выбору нет — тут все зависит от бюджета, предпочтений по дизайну и погодных условий. Некоторые райдеры катаются не в специальной одежде, а в обычной спортивной или в кожаной куртке. Это и неудобно (такая одежда слабо защищает от холода и влаги), и очень опасно — даже натуральная кожа или плотный джинс легко порвутся при падении и не спасут от травм.

Сложнее обстоит дело с выбором низа. Особенно для тех, кто ездит на мотоцикле на работу и ищет универсальные штаны — чтобы и кататься, и ходить в офисе. В теплую сухую погоду можно надевать хоть обычные джинсы, хоть спортивные штаны. Зимой или в дождь этот вариант отпадает, поэтому нужно либо покупать две пары штанов (в одних ездить, вторые доставать на работе), либо надевать их в два слоя. Для второго варианта подходят мотоджинсы — они широкие и легко снимаются.

Обувь

Частая ошибка новичков и тех, кто хочет сэкономить — вместо специальной обуви кататься в берцах или туристических ботинках.

Купить специальную обувь важно, потому что она: 

  • имеет подошву с протектором, который надежно сцепляется с подножками квадроцикла и не даст стопе соскользнуть (особенно актуально при езде стоя);
  • обычно имеет защиту носка и пятки, а модели подороже — еще и пальцев сверху, и голеностопа;
  • прочно фиксируют голеностопный сустав, что защищает от вывиха при спрыгивании.

Также некоторые модели могут быть непромокаемыми, а вместо шнуровки иметь застежки, которые можно расстегнуть даже в перчатках.

При выборе обуви стоит ориентироваться на сложность и сухость маршрута и стиль езды (чем быстрее и экстремальнее — тем больше защиты нужно обуви). Обязательный минимум — защита пятки, носка и голеностопа.

Носки

В обычных носках и мотоциклетных ботинках не очень удобно: жесткая обувь может натирать, пережимать, а носки — скатываться вниз. Также они не отводят влагу, и в жаркую погоду придется кататься с мокрыми ногами.

Поэтому брать стоит именно специальные мотоноски. Как и термобелье, они отводят влагу и сохраняют тепло. Мотоноски более высокие, плотные, но не толстые. Обычно у них нет резинки или она широкая — благодаря этому носки хорошо держатся, но не перетягивают кожу. Некоторые модели могут иметь махровые вставки там, где на ногу давят шнурки.

Подшлемник

Носится для защиты от холода и ветра, а также чтобы дольше сохранить внутреннюю подкладку шлема чистой.

Мотобахилы

Даже хорошие мотоциклетные ботинки могут промокать. Поэтому для езды по мокрым маршрутам или в дождь стоит иметь мотобахилы. На них лучше не экономить: дешевые модели (до 1200-1500 ₽) быстро протрутся. Хорошие мотобахилы стоят около 2000 ₽.

Кроме качества и цены, важен способ фиксации мотобахилов. Желательно, чтобы фиксаторов было два и больше: как минимум сразу над стопой и в верхней точке. Резинка удобнее, но со временем может растянуться, поэтому лучше брать модель с застежкой.

Вейдерсы (забродники)

Это водонепроницаемые штаны, чаще всего совмещенные с сапогами, доходящие до груди. В них можно заходить в воду — например, чтобы проверить дно брода, вытащить застрявший квадроцикл или рыбачить, отойдя от берега.

Защита

Если упасть, даже на маленькой скорости, можно получить травму. Поэтому кроме одежды, защищающей от холода, влаги и дискомфорта, мотоциклисту нужна защита.

Экипировка защищает райдера от травм и повреждений

Шлем

Мотошлемы по устройству могут быть четырех видов: 

  • Открытые. Защищают голову сверху, сзади и сбоку. Лицо прикрывают прозрачным визором или очками, щеки и подбородок остаются открытыми. Обычно такие шлемы надевают в городе на неспешном двухколесном транспорте вроде скутера. Открытые шлемы бывают ½ или ¾ в зависимости от того, какую поверхность головы закрывают. 
  • Кроссовые. Спортивные и легкие. Имеют козырек и выступающую подбородочную дугу, не имеют визора. В городе не очень удобны: кроссовый шлем нужно носить с очками, а для любых действий (попить воды, пообщаться) его приходится полностью снимать. 
  • Модуляры. Закрытые шлемы. Могут иметь откидную подбородочную дугу с визором или только откидной визор. В отличие от открытых шлемов, модуляры частично закрывают и лицо: скулы, щеки, подбородок. В городе удобны тем, что на короткой остановке можно откинуть вверх визор.
  • Интегралы. Закрытые и самые защищенные. Подбородочная дуга у них не откидывается (в отличие от дуги модуляров), вверх можно сдвинуть только визор.

Очки

Нужны в дополнение к кроссовому или открытому шлему. Защищают открытую часть лица от встречного ветра, пыли, насекомых и яркого солнца.

Очки для квадроцикла бывают нескольких видов: 

  • Солнцезащитные — похожи на обычные очки, закрывают только глаза. Хорошо подходят для коротких поездок и небольшой скорости. По сравнению с обычными солнцезащитными очками они более прочные. Имеют уплотнители по периметру, чтобы не задувал ветер и не залетали насекомые.  
  • Маски — закрывают глаза, часть лба, виски и верхнюю часть щек. Универсальный вариант. 
  • Мотокроссовые — сверху закрыты плёнкой, которая собирает загрязнения. Потом ее отрывают. Эта система придумана специально для мотокросса, чтобы быстро очищать визор от пыли.

Кроме вида очков, имеют значение и стекла: 

  • прозрачные — универсальные, не отражают свет, лучше всего подходят для умеренного освещения;
  • затемненные — для яркого солнца;
  • зеркальные — отражают лучи. Лучше всего подходят для мест с обилием света, в том числе отраженного (например: снег, водоемы, здания с зеркальными окнами);
  • желтые — для поездок при слабом освещении или в туман.

Наколенники и налокотники

Чтобы сэкономить, можно обойтись наколенниками. Они полезны не только при падении, но и при осмотре квадроцикла или подготовке места для отдыха — все это проще делать, опустившись на колено.

Если слишком быстрой или экстремальной езды не планируется, можно взять недорогую модель, ориентируясь в первую очередь на бюджет.

Перчатки

Нужны, чтобы защитить руки от холода и травм. А ещё чтобы улучшить сцепление с рукоятками руля — голые руки могут скользить от пота и дождя.

Мотоперчатки бывают нескольких видов: 

  • Туристические — универсальный вариант: они оставляют руку подвижной, но при этом имеют защиту. Количество и толщина защитных вставок могут быть разными, как и длина перчаток и прочность материала. 
  • Спортивные — длинные, доходящие до предплечья. Это самые защищенные модели: они имеют вставки на костяшках, тыльной стороне ладони, пальцах и запястье.  Для их изготовления могут использоваться металлы и композитные материалы. Обеспечивают максимальную защиту, но в ущерб комфорту: в них сложно двигать запястьем и пальцами, для любых действий перчатки придется снимать. 
  • Эндуро — короткие и легкие, со слабой защитой. Обеспечивают максимальный комфорт и подвижность руки.

Еще перчатки делят по сезону — на летние и зимние. Зимние толще, имеют подкладку, а наружный слой делается из более плотного и толстого материала. Кроме чисто летних и зимних моделей, существуют демисезонные — с небольшим слоем утеплителя.

При выборе перчаток учитывается длина пальцев и ширина ладони в самом широком месте. Важно и качество швов — в идеале они должны быть двойными.

Защита корпуса

Если встроенной защиты корпуса у мотокуртки и штанов нет, ее можно докупить и носить под одеждой. Защита спасает при серьезных падениях, поэтому обычно ее носят те, кто ездит быстро и с резкими маневрами.

Есть несколько видов защиты: 

  • «Черепаха». Самая серьезная защита — закрывает тело и руки. Минус черепахи в том, что она ограничивает подвижность в плечах. После поездки «черепаху» придется снять, тогда как в более легком жилете можно и просто пройтись по улице.  
  • Жилет. Защищает только тело, руки остаются открытыми. Может иметь дополнительные наплечники. 
  • Шорты. Компрессионные штаны до середины голени с защитными вставками. Вставки обычно находятся на голени и бедрах.
  • Отдельные элементы защиты — для груди, спины, плеч, бедер, шеи.

Обычно вся защита делаются из тянущейся плотной сетки, которая пропускает воздух. На нее крепятся ударопоглощающие вставки. Они могут быть из полимеров и пены, у более дорогих моделей — из композитных материалов.

Кратко

Минимальный комплект для комфортной и безопасной езды — это шлем (удобнее всего модуляр), термобелье, водонепроницаемые куртка со штанами, перчатки, ботинки и наколенники. В сухую и теплую погоду можно обойтись без мотоштанов и специальной обуви, а вместо модуляра взять открытый шлем. Для быстрой езды лучше носить полный комплект защиты и шлем-интеграл.