Какой костюм нужен для езды на снегоходе

Чтобы не замерзнуть, не промокнуть и не получить травму, для езды на снегоходе нужен правильный костюм. Расскажем про всю экипировку, которая понадобится для катания — от белья до перчаток.

Одежда

Для лучшей заметности костюм снегоходчика должен быть ярким и со светоотражающими элементами

Состоит из трех слоев: 

  1. Термобелье и носки. Надеваются на голое тело. Задача этого слоя — отводить пот. Также термобелье упрощает уход: оно тонкое и быстро высыхает, поэтому его легче стирать, чем элементы защиты и остальные слои одежды. Термобелье должно плотно прилегать к коже. Его выбирают по температуре на улице — у каждой модели есть максимальный «минус», до которого она согревает. 
  2. Флис. Главный сберегатель тепла, который не даст замерзнуть. Как и термобелье, флисовый костюм выбирается по температуре: более толстый — для сильного мороза, более тонкий — для погоды потеплее. Лучше всего брать кофты с высоким воротником и молнией. В холод воротник можно поднять, закрыв горло, а если станет жарко — расстегнуть молнию. 
  3. Куртка и штаны или комбинезон. Защищают от ветра, влаги и снега. В описании каждой модели указывается температура, для которой она подходит. Лучше всего выбирать костюм с тянущимися вставками на локтях, коленях и плотной вставкой между ног (чтобы бедра не промокли из-за снега, налипшего на сиденье). Должна быть и вентиляция: молнии под мышками, отверстия с клапанами и мембранные вставки. Для заметности в лесу и на открытом снегу желательно, чтобы у костюма была яркая расцветка и светоотражающие элементы.

Перчатки

Снегоходные перчатки защищают райдера от холода, влаги, травм при падении и от проскальзывания на рукоятке руля. Внутри могут находиться защитные вставки — обычно на костяшках, фалангах снаружи и вокруг запястья. 

Все перчатки условно делят на три категории: 

  • Туристические — высокие, теплые и комфортные. Хорошо подходят для малоактивных длительных поездок. Защитных вставок может не быть вообще. 
  • Кроссовые — легкие и тонкие, чтобы лучше чувствовать руль, с прорезиненными пальцами или силиконовыми накладками внутри ладони. Обычно берутся для поездок в горах. 
  • Спортивные — самые защищенные. Подходят для экстремальных и быстрых заездов. 

Перчатки туристические MOTEQ Venus

Если перчатки покупаются не для экстрима или гор, лучше выбрать туристические. Если при этом еще и зима не слишком холодная, можно рассматривать и кроссовые модели.

При выборе важно обращать внимание на:

  • температуру, на которую рассчитаны перчатки;
  • количество и расположение защитных вставок — для туристов можно ограничиться защитой сустава и костяшек пальцев;
  • скребок для очистки визора на указательном пальце — лучше, если он есть;
  • высоту манжет: чем они выше — тем теплее, и тем меньше шансов, что в перчатки забьется снег. 

При примерке перчаток важно посжимать кулаки. Пальцы при этом должны сгибаться без усилий, а большой палец — свободно двигаться и вращаться, пока остальные прижаты к ладони. 

Если заказывать перчатки онлайн, нужно найти таблицу размеров производителя и измерить руку так, как указано в его инструкции.

Перчатки мужские SKI-DOO ABSOLUTE 0 GLOVES

Ботинки

Снегоходные ботинки защищают райдера от холода и травм. 

В отличие от «обычных» зимних ботинок, у снегоходной обуви есть:

  • утолщения или защитные вставки в районе голеностопа, пятки и носка;
  • больше утеплителя внутри;
  • рифленая подошва, которая надежнее цепляется за подножки;
  • регулируемое голенище, обычно с крючком для крепления к штанам — чтобы снег не набивался сверху;
  • шнуровка или застежки, с которыми можно быстро справиться;
  • съемный вкладыш, который можно постирать;
  • минимальное количество швов, а на швах — защита от влаги. 

Ботинки женские FXR X-Cross Pro BOA

Снегоходные ботинки желательно примерять на толстый носок — так чаще всего придется кататься. Внутри снегоходная обувь обычно узкая за счет слоя утеплителя, защитных утолщений и вставок. Поэтому размер обуви, который райдер носит в повседневной жизни, может не подойти.

Шлем и подшлемник

Снегоходные шлемы бывают трех видов. 

Кроссовые — самые легкие, без визора, с выступающей подбородочной дугой и козырьком от солнца. Носятся с очками, которые покупаются дополнительно. За счет дуги внутри шлема есть больше места для выдоха, а значит и вентиляция у них лучше, чем у остальных видов. Благодаря этому райдеру проще дышать при активной езде, а голова не потеет. 

Из минусов: в зазоры между очками и шлемом на большой скорости может задувать ветер, а во время остановок шлем нужно снимать целиком. 

Интегралы — цельные закрытые шлемы, самые защищенные из всех. Откидываться вверх у них может только визор. 

Модуляры или флип-апы — похожи на интегралы, но визор у них откидывается вместе с подбородочной дугой. Модуляр менее защищенный, чем интеграл, и за счет щелей у него хуже тепло- и шумоизоляция. Но это самый удобный всех вариантов: во время остановок достаточно поднять вверх дугу, чтобы открыть лицо для разговора или перекуса. 

Какой тип шлема выбрать — зависит от условий и стиля езды. Если в приоритете максимальная защита, подходит интеграл. Для экстрима и езды под ярким солнцем лучше выбрать кроссовую модель. А модуляр — золотая середина, которая подойдет большинству райдеров. 

Кроме типа шлема, нужно обращать внимание на подогрев. Даже толстый подшлемник слабо помогает, если ездить быстро при −25° и ниже. 

Подшлемник надевается под шлем для комфорта, чтобы тот не натирал и не передавливал кожу, а голова не мерзла. Также благодаря ему за шлемом не нужно ухаживать: достаточно просто периодически стирать подшлемник. При выборе лучше выбирать модели из неопрена, закрывающие все лицо кроме глаз, но с отстегивающейся частью у рта и носа.

Шлем интерграл 509 DELTA R3L MATTE OPS XL

Подшлемник с отстегивающейся частью у рта и носа

Очки и визор

И очки для кроссовых шлемов, и съемные визоры для модуляров и интегралов выбираются по цвету. 

Разные цвета стекла подходят под разные погодные условия: 

  • тонированное, зеркальное, черное, коричневое или бронзовое стекло — для яркого освещения;
  • прозрачное — для спокойной дневной погоды, без осадков и яркого света;
  • медное, зеленое, желтое, оранжевое — для плохой видимости: сумерки, туман.

Защита

Неспешно прокатиться по укатанной дороге в лесу можно и без защиты. Но чем быстрее поездка и сложнее рельеф, тем больше защитных элементов понадобится. 

Что относится к защите: 

  • Наколенники и налокотники. Покупать дорогие модели с мощной защитой стоит разве что для экстремального катания: например, по крутым горным склонам или на большой скорости через лес. Но хотя бы простые наколенники и налокотники пригодятся даже тем, кто катается спокойно. 
  • Шорты — защищают пах, бедра и тазовые кости. Нужны, если есть вероятность не просто упасть в снег, а прокатиться по склону, встретив на пути дерево или камень. 
  • Черепаха — защищает корпус: грудь, ребра, позвоночник и лопатки. Есть модели, которые закрывают еще и плечи и руки до локтей. Длина черепахи может быть разной: как от шеи до поясницы, так и укороченная. 
  • Защита спины или «спинка» — защищает корпус сзади. Она шире, чем черепаха, прикрывает поясничный отдел и копчик. Обычно выполняется в виде «рюкзака»: сверху фиксируется наплечными лямками, снизу — широким поясом.

Защита спины Acerbis Back Comfort 2.0

Дополнительная экипировка

Ветрозащитный пояс. Защищает от ветра и холода. Актуально, если с поясничным отделом позвоночника проблемы и его нельзя переохлаждать. 

Чехлы на руль снегохода. Если пальцы все-таки мерзнут, можно купить толстые варежки или муфты, которые крепятся на руль снегохода. В них можно вставлять руки прямо в перчатках. 

Неопреновые шорты. Защищенные от влаги и уплотненные сзади. Нужны, чтобы одежда не промокла из-за снега на сиденье. Такие часто покупают рыбаки — чтобы теплее было сидеть у лунки.

Кратко

Костюм для езды на снегоходе выбирается под погодные условия, стиль езды и место, где предстоит кататься. Райдеру нужна теплая и непромокаемая одежда, защищающая от ветра, снега и холода. Для защиты от травм и ударов — шлем, защита корпуса и суставов, перчатки и ботинки. А еще ботинки и перчатки, чтобы ноги не соскальзывали с подножек, а руки — с руля.