Квадроцикл против УАЗа или Нивы: сравниваем квадроциклы и внедорожники

Любители прокатиться по бездорожью имеют выбор: купить для этих целей внедорожник или квадроцикл. Хотя определиться между этими видами техниками можно легко: слишком уж они разные, и подходят для разных задач.

Про разницу — подробнее расскажем ниже. Чтобы конкретизировать, будем сравнивать внедорожники УАЗ Хантер и «Ниву» Legend (2121), и квадроциклы «Русской Механики».

Проходимость

По сути — самый главный пункт нашего обзора, который мы разделим на несколько подпунктов.

Подвеска

Подвеска квадроцикла изначально имеет больший ход и усиленную конструкцию, чем подвеска автомобиля, которая рассчитана на скрадывание дорожных неровностей и ям, и не предполагает быструю езду по кочкам. Например, у УАЗ Хантера ход подвески составляет 165 мм, а у квадроциклов «Русской Механики» — 170-190 мм спереди и 195-200 мм сзади. 

Эта разница важна не только комфортом в поездке — поведение подвески влияет еще и на управляемость. На бездорожье рулить квадроциклом проще и предсказуемее, что позволяет точнее выбирать более сухие и ровные участки и огибать преграды, а также уменьшает нагрузку на руки.

Клиренс

У «Нив» он составляет 200-205 мм, у УАЗ Хантера — 241 мм. По сравнению с городскими внедорожниками с просветом в 170-180 мм — это круто. Но по сравнению с квадроциклами обе машины проигрывают: тут он составляет от 290 мм. Это лучше и по проходимости, и по безопасности: ниже шанс зацепить что-то днищем.

Вес и вытаскивание при застревании

В базовой комплектации двухдверная «Нива» 2121 весит почти 1.3 тонны, УАЗ Хантер — почти 1.7 тонн. Прибавьте сюда бензин, поклажу, тюнинг и вес пассажиров. Вес ATV-квадроциклов «Русской Механики» составляет 375-400 кг, вес модели РМ 800 UTV — 640 кг. 

И естественно, что более тяжелый транспорт застрянет с большей вероятностью. А если застрянет — то застрянет глубже, и вытаскивать его будет сложнее, и лебедка для этого нужна более мощная.

Размеры

Имеют значение, потому что: 

  • влияют на проходимость по лесу, между кустов, для огибания больших камней и прочих неровностей, а также при езде по укатанным грязным колеям;
  • влияют на радиус разворота: за счет меньшей колесной базы квадроцикл развернуть или вписать в поворот проще, чем более длинный автомобиль. 

По обоим пунктам выигрывает именно квадроцикл — как более компактный. Крупные габариты автомобилей хороши лишь тем, что позволяют взять внутрь больше груза и посадить больше пассажиров.

Мощность двигателя

Естественно, мощность по паспорту у внедорожников больше. У «Нивы» 2121 стоит двигатель от 65 л.с., у УАЗ Хантера — от 84 л.с., тогда как у квадроциклов «Русской Механики» она составляет от 38 л.с. Но если рассчитать мощность на 1 кг веса — получится, что квадроцикл мощнее раза в полтора-два.

Отклик и надежность трансмиссии

Трансмиссия у квадроцикла быстрее откликается на газ, и лучше подходит для длительной работы на высоких оборотах. А именно высокие обороты и будут выручать на сложных участках.

Шины

Поскольку и УАЗ, и «Нива» это в первую очередь автомобили для поездок по асфальту, и только потом внедорожники, то и базовые шины у них стоят для твердой ровной дороги (в лучшем случае — для грунтовки). Конечно, их можно заменить на более вездеходные, но это повысит ценник. 

У квадроциклов «Русской Механики» же сразу ставят колеса, рассчитанные на грязь: широкие, с большим грунтозацепом, диаметром от 26 дюймов и с литыми дисками — вместе с высоким клиренсом они позволят проехать там, где застрянет и «Нива», и УАЗ.

Пригодность к работе и перевозке грузов

На автомобиле удобно добираться из пункта А в пункт Б, и еще можно перевозить груз, взяв его на прицеп. На этом его рабочие возможности ограничиваются.

А вот владельцы квадроцикла могут не только буксировать прицеп, но еще и использовать технику для: 

  • объезда сельскохозяйственных или других (лесхоз, рыбхоз) угодий — как для осмотра, так и для выпаса скота или отгона диких животных;
  • сельскохозяйственных работ (обработка почвы, скашивание травы);
  • уборки мусора, снега. 

Для этих (и других) задач для квадроциклов продается навесное оборудование.

Стоимость

Если рассматривать покупку в салоне, а не с рук — получается, что квадроцикл обойдется в разы дешевле. Модели «Русской Механики» стоят от 459 тысяч до 829 тысяч рублей (на май 2021 года). 

Теперь про внедорожники: новый УАЗ Патриот обойдется чуть меньше чем в 1 млн рублей. Хантер стоит чуть дешевле: от 763 тысяч. Самая дешевая — новая «Нива»: всего 619 тысяч, что уже может сравниваться с прайсом на квадроциклы. 

Но это ценники на «чистые» автомобили, которые в заводской комплектации подходят разве что для несильной грязи на грунтовках. Если вы хотите заехать на реальное бездорожье, машину придется серьезно тюнинговать. 

Программа-минимум (приводим только цены на комплектующие, без оплаты за монтаж): 

  • электролебедка — от 15 000 рублей;
  • шноркель — от 2500 рублей;
  • защита днища — полный комплект от 15 000 рублей;
  • внедорожная резина взамен штатной — от 4000 рублей за 1 колесо стандартного радиуса, без лифта и резки арок;
  • расширители арок — от 5000 рублей. 

Уже получаем +53 500 рублей только на самый простой тюнинг, и только за детали (за установку всего придется доплатить еще минимум 15-20 тысяч). Но по-хорошему на этом не стоит останавливаться, и надо заменять редукторы, понижать раздатку, ставить самоблоки и бамперы, обрезать арки и ставить более крупные шины, и делать еще кучу других доработок помельче. 

В общей сложности на тюнинг, который позволит спокойно бороздить по полям и лесам, можно отдать под 200-300 тысяч рублей. Чем больше сэкономите — тем хуже по проходимости будет внедорожник. 

Подведем итог: квадроцикл готов к грязным маршрутам в базовой комплектации, и обойдется минимум в 1.5 раза дешевле, чем по минимуму тюнингованный внедорожник.

Возможности тюнинга

Дополняем предыдущий пункт. 

Тюнинг квадроцикла — задача простая: аксессуары для него выпускает сам производитель, и их установка не несет никаких последствий (гарантия не исчезает, ничего вносить в техпаспорт не нужно). 

С тюнингом автомобиля все сложнее: 

  • сложный тюнинг — задача узкоспециализированная, и за нее возьмется не всякое СТО;
  • изменения в конструкцию усложняют регистрацию: придется проходить испытания, которые докажут, что ваш тюнинг безопасен (и конечно платить за них);
  • при внесении изменений пропадает заводская гарантия.

Комфорт и безопасность

В плане комфорта автомобиль, конечно, выигрывает у открытого ATV-квадроцикла (за исключением теплой и сухой погоды), особенно если ехать надо далеко и долго. А вот SSV-квадроциклы с кабиной, особенно полностью закрытой и с отоплением — уже дадут такой же уровень комфорта. 

Что касается безопасности: на ATV-квадроцикле она пониже, поскольку нет кабины. Но поскольку квадроцикл более устойчив, то и шансы перевернуться у него ниже, чем у машины. А если взять SSV-квадроцикл с кабиной, то внутри будет безопаснее, чем во внедорожнике — за счет более прочного каркаса и меньшего веса. 

Ощущения от поездки

Если квадроцикл и внедорожник для вас — это просто транспорт для поездки из пункта А в пункт Б, то этот пункт можете пропустить. 

Но если от езды вы еще и хотите получать удовольствие — то скорее всего вам больше понравится квадроцикл: за его рулем ощущается больше драйва, чем при управлении машиной. Ехать на УАЗе или «Ниве» по бездорожью придется аккуратно и медленно, и из эмоций ощущать скорее раздражение и сосредоточенность: как бы не застрять и не врезаться. А вот на квадроцикле можно расслабиться и притопить по кочкам и грязи.

Подводим итог: что лучше взять — квадроцикл, УАЗ или Ниву?

Квадроцикл и автомобиль-внедорожник — вещи очень разные, поэтому выбирать между ними нужно, точно зная, для чего вы их покупаете. 

Машина лучше, если вы планируете кататься по несложному и в идеале сухому бездорожью: проселочным и лесным дорогам, глине, твердой земле. А вот если вам нужна максимальная проходимость — то даже с дорогостоящим обвесом ни один внедорожник не сравнится с квадроциклом. 

Минус квадроцикла только в том, что на нем удобно ездить только по бездорожью, а вот в качестве «обычного» транспорта он не подходит. Поэтому идеальный вариант — иметь и авто, и квадроцикл, и прицеп для его перевозки.