Если снегоход на теплую пору однозначно отправляется в гараж, то на квадроцикле можно ездить и зимой. При правильной технической подготовке такие поездки будут и безопасными, и комфортными. И, само собой, интересными и драйвовыми.
Рассказываем, что нужно сделать для езды на квадроцикле зимой, и во сколько обойдется подготовка.
Хорошо ли квадроциклы едут по снегу
Полный привод, высокий клиренс, мощный мотор, переносящий длительные нагрузки на высоких оборотах, небольшая колесная база и легкий вес — все это позволяет квадроциклу неплохо себя чувствовать не только в грязи, но и на снегу. Конечно, со снегоходом по проходимости он не сравнится, в горы на нем не сунешься, да и по очень глубоким сугробам тоже не всякий квадроцикл проедет. Но по укатанной дороге или не очень глубокому снегу — пройдет, и очень бодро, даже не очень дорогая техника (вроде квадроциклов «Русской Механики»).
Что усложняет поездки на квадроцикле зимой
Мороз. Поскольку квадроциклы обычно предназначены для поездок при температуре выше нуля, без подготовки выезжать в холод не стоит. Особенно если это не легкая утренняя прохлада, а суровые морозы.
Встречный ветер. Из-за него на скорости водитель чувствует более сильный холод, чем показывает градусник. А значит и одеваться придется теплее, и без подогревов не обойтись.
Скрытые под снегом препятствия. Пеньки, кирпичи, ямы и кочки, бревна — все это не заметишь, пока не наедешь колесом. Поэтому кататься по заснеженному бездорожью придется аккуратнее, чем по бездорожью без снега.
Как подготовить квадроцикл к поездкам зимой
Установить обогревы
Важность: 10/10.
Цена: от 2000 рублей за обогрев курка и рукояток (без установки), и от 5000 рублей за подогрев сиденья.
Штатно у квадроциклов обычно нет подогревов, но для зимней езды лучше дополнительно их установить — как минимум для курка газа и для рукояток. Иначе даже с защитой рук и даже в самых толстых перчатках встречный ветер быстро заморозит пальцы, лишив их подвижности.
Купить зимнюю экипировку
Важность: 10/10.
Цена: от 20 тысяч за новый комплект (ботинки + костюм).
Берем экипировку для снегоходов: теплый костюм, под него термобелье и флисовый верх-низ, теплые ботинки и подшлемник. Очень желательно взять еще и шлем с подогревом.
Помыть квадроцикл
Важность: 10/10.
Цена: несколько сотен рублей на автомойке.
Вымыть квадроцикл перед зимним сезоном нужно, чтобы точно оценить состояние кузова и деталей, и смыть грязь — иначе она может примёрзнуть.
Заменить моторное масло
Важность: 10/10.
Цена: от 1000 рублей за 1 л масла.
Для холодной и теплой погоды важно использовать моторные масла разной вязкости. Зимние — более текучие. Даже будучи холодными (сразу после запуска двигателя), они легче прокачиваются по маслосистеме двигателя. Летнее же масло на холоде может просто не прокачаться маслонасосом, и в итоге двигатель просто не запустится.
Поэтому перед наступлением морозов моторное масло надо заменить на зимнее — например, на 5W-40, или даже на 0W-40 для особо суровых зим.
Заменть масло в редукторах
Важность: 10/10.
Если вы катались по глубоким лужам или пересекали броды, в редукторы могла попасть вода. В идеале, конечно, масло в редукторах стоит менять сразу после «купания» квадроцикла, но делают это не все и не всегда (особенно если катаются часто, а погружаются не слишком глубоко).
Заменить антифриз
Важность: 10/10.
Цена: от 500 рублей за 1 л.
«Свежий» антифриз принято заливать перед летом — ведь именно в жару двигатель может перегреться. Но и перед зимней эксплуатацией очень желательно заменить охлаждающую жидкость, особенно если в сезон вы катались очень активно.
Дело в том, что охлаждающая жидкость имеет свой ресурс, и со временем начинает хуже отводить тепло, кристаллизоваться, забивать каналы радиатора. Из-за этого ее температура кипения снижается. Как результат — сразу две проблемы:
- двигатель может перегреться даже в мороз;
- в мороз жидкость может замерзнуть, а лед просто разорвёт трубки системы охлаждения.
Поэтому перед зимой систему охлаждения нужно очистить от старой жидкости, промыть, и залить новый антифриз.
Установить защиту рук
Важность: 6/10.
Цена: от 3000-4000 рублей.
Если летом защита рук спасает от веток, то зимой она нужна еще и для того, чтобы прикрывать от встречного морозного ветра.
Проверить и заменить (по необходимости) аккумулятор
Важность: 10/10.
Цена: от 1500-2000 рублей за новый аккумулятор.
При минусовой температуре любой аккумулятор — и у смартфона, и у квадроцикла — разряжается быстрее (внутри него находится жидкость, которая густеет в мороз).
Из-за этого:
- после долгого простоя на морозе квадроцикл может просто не завестись, ведь аккумулятору не хватит заряда на искру;
- из-за дополнительного оборудования (подогревы, дополнительный свет, электролебедка) аккумулятор может разрядиться.
Вывод такой: перед зимой нужно проверить, нормально ли аккумулятор держит заряд. А если вы будете устанавливать дополнительные энергопотребители — то лучше поставить более вместительную АКБ вместо штатной.
Также полезно иметь пусковое устройство — оно сможет завести квадроцикл, если аккумулятор сядет. Стоит такое около 5-8 тысяч рублей.
Установить лебедку
Важность: 8/10.
Цена: от 8000 рублей за саму электролебедку, без установки.

В такой ситуации и выручит лебедка
Скорее всего, если вы активно катаетесь в теплое время года, на вашем квадроцикле лебедка уже есть. Но если вдруг нет — перед зимой ее стоит поставить: в снегу можно застрять, как и в грязи. А застрять в лесу в мороз опаснее, чем летом.
Нанести смазку
Важность: 7/10.
Цена: до 1000-2000 рублей.
Что и чем надо смазывать:
- Силиконовой смазкой — все резиновые и кожаные детали и поверхности, иначе они могут задубеть и потрескаться. Обновлять покрытие надо после каждого мытья квадроцикла.
- WD-40 — все подвижные металлические элементы: замок зажигания, механизм курка газа, и тросик газа.
- Специальными составами — втулки кулаков и рычаги подвески.
«Утеплить» радиатор
Важность: 6/10.
Для этого перед радиатором нужно установить картонку (или кусок пенопласта), которая частично будет прикрывать его от встречного потока воздуха. Делается это для того, чтобы мотор не охлаждался слишком сильно. Такой советский лайфхак может выручить при особенно суровых морозах. Кстати, у многих автомобилей он уже реализуется штатно — например, у Peugeot и Citroen есть съемные пластины, закрывающие прорези в бампере.
Но тут важно не переусердствовать: «щит» не должен закрывать радиатор целиком — иначе можно наоборот получить перегрев двигателя. Для начала можно попробовать поставить картонку, закрывающую до 30-50% боковой площади радиатора.
Изменить давление в шинах
Важность: 6/10.
По неглубокому неукатанному снегу можно ездить и на «обычных» колесах. Но в глубоком пухлом сугробе квадроцикл уже может «тонуть». Чтобы этого не происходило, давление можно снизить, вплоть до 0.2-0.3 атмосфер (но лучше не спускать сразу так сильно: сначала можно ограничиться 0.5-0.8 атмосфер, и затем по необходимости еще снижать).
Правда, это имеет обратную сторону: при боковом ударе обо что-то твердое (пень, дерево), покрышка с таким давлением с большой вероятностью разбортируется. Поэтому стоит либо аккуратно ездить в местах с препятствиями, либо ставить камеры или бедлоки.
Установить ветровое стекло
Важность: 6/10.
Цена: от 5000-7000 рублей за стекло.
Стекло нужно, чтобы закрыть райдера от ветра, а ещё защитить его и сам квадроцикл (панель приборов, сиденье перед водителем) от снега.
Снять защиту днища
Важность: 6/10.
Пункт спорный: так вы оставляете днище незащищенным от скрывающихся под снегом пеньков, кирпичей и прочих угроз. Но с другой стороны — защита будет сильно нагребать снег, и он будет оставаться на ее пластинах. Если снег не заметить — в гараже он растает, а вода в следующий выезд замерзнет.
Поэтому защиту на зиму лучше снимать, чем оставлять.
Заменить или сделать шиповку покрышки
Важность: 5/10.
Цена: неизвестно.
Пункт не обязательный, потому что:
- скорее всего, в магазинах не найдется специализированной зимней резины именно для квадроциклов;
- обычная внедорожная резина неплохо справится и в снегу.
Исключение составляет только лед, мерзлый грунт и очень плотный снег, укатанный до ледяной корки. Для таких поверхностей уже желательно иметь шиповку. Чтобы не покупать шипованную резину (которую тоже найти будет сложно) — можно прошиповать покрышки, например, шипами для мото-спидвея.
Но если большого свободного бюджета нет и вы не планируете ездить по скользким маршрутам — с колесами можно вообще не заморачиваться и попробовать ездить, как есть.
Установить дополнительный свет
Важность: 5/10.
Цена: зависит от типа и мощности оптики, но не дешевле 2000-3000 рублей.
Мощный свет может сильно выручить не только зимой, но и в сильную метель. Во-первых, дорогу будет видно лучше. Во-вторых, квадроцикл будет заметен с дальнего расстояния. Только учтите, что дополнительный свет — это дополнительный потребитель питания у аккумулятора, так что АКБ лучше брать увеличенной емкости.
Правила зимней эксплуатации квадроцикла
- Прогревать двигатель перед каждой поездкой. Прежде, чем отправляться в путь — дайте мотору поработать несколько минут, чтобы он равномерно прогрелся, а масло разошлось по маслосистеме.
- Контролировать заряд аккумулятора. Даже если вы установили новый аккумулятор увеличенной емкости — в особо сильные морозы и он может сдавать. Поэтому перед поездкой проверяйте заряд.
- Снимать аккумулятор на время простоя. Если квадроцикл между заездами стоит не в тепле, и вы знаете, что дольше 1-2 недель не будете его заводить — аккумулятор лучше снять и занести в отапливаемое помещение. Или хотя бы туда, где держится не минусовая температура.
- Счищать снег после каждого катания. Если не очистить снег — в тепле он растает. Образовавшаяся вода может растечься по квадроциклу, залиться в щели, накопиться на плоских поверхностях. И если она не успеет высохнуть, то при следующей поездке превратится в лед.
Заключение
Зима, даже очень-очень холодная и затяжная — не повод отправлять квадроцикл на покой. Если очень хочется — ездить на нем по снегу можно и ради удовольствия, и для работы. Но перед этим квадроцикл нужно правильно подготовить, иначе даже легкие морозы принесут сложности.