Как собрать самодельный квадроцикл

В 2000-х в России было мало квадроциклов и они стоили дорого, поэтому самодельные мотовездеходы создавали в попытке сэкономить. Сейчас это не актуально: в продаже есть много хороших бюджетных моделей. 

Но для мотолюбителей создание квадроцикла — отличный вызов: это непросто, и результатом можно будет гордиться. Расскажем, как и из чего собрать самодельный квадроцикл.

Какие инструменты нужны

Для работы понадобятся: 

  • сварочный аппарат;
  • болгарка;
  • краскопульт;
  • тиски;
  • дрель; 
  • разметочные инструменты — рулетка, линейка, угольник, мел, маркер;
  • крепеж — болты, гайки, стяжные хомуты. 

Также понадобится место — гараж или мастерская, где можно выполнять сварочные работы, красить, шуметь электроинструментом и хранить запчасти.

Инструменты для сборки квадроцикла

Где взять детали

Возможные доноры: тяжелые крупные мотоциклы, например, Днепр МТ или Урал. Но чаще рамы делают своими руками из стальных труб с толщиной стенки 2-3 мм. 

Лучше всего подходят трубы прямоугольного или квадратного сечения: для круглых труб нужно крепить узлы в большем количестве точек, а это сложно сделать в кустарных условиях. 

Чтобы не ошибиться с формой и размерами, раму нужно сначала спроектировать на бумаге или компьютере и отрисовать, где разместятся все узлы. Затем сделать макет рамы из пластиковых труб или деревянных брусков. Если размеры продуманы правильно — можно делать настоящую раму. Готовый каркас нужно покрасить для защиты от коррозии.

Рама

Самодельный квадроцикл — это конструктор из узлов от разной техники. Поэтому главная задача — спроектировать их сочетание. А потом найти все составляющие и собрать их воедино.

Двигатель, КПП, стартер

Эти три узла очень желательно брать у одного донора. Без познаний в автомеханике сложно подобрать отдельную коробку передач или кикстартер к двигателю. 

Возможные доноры

  • мопеды или мотоциклы — Иж-1, Иж-2, Иж-Юпитер, Урал;
  • малолитражные легковые автомобили — например, Ока;
  • мотоблоки — мощность у них до 15 л.с. и нет КПП, поэтому квадроцикл с таким мотором не сможет быстро ездить или преодолевать глубокую грязь. 

Если у донорского двигателя есть кикстартер — это плюс. Так можно будет обойтись без электростартера, а значит и без аккумулятора.

Самодельный квадроцикл с двигателем от Оки

Рулевое управление

Возможные доноры: малолитражные автомобили. Может подойти и мотоцикл, но тогда потребуются доработки. 

Рулевое управление — самая сложная часть при сборке квадроцикла. Проще всего взять целую рулевую систему — от руля до поворотных кулаков — у Оки или другого автомобиля. Но тогда квадроцикл получит круглый автомобильный руль. На бездорожье это минус: для маневрирования придется больше крутить колесо. А поскольку электроусилителя руля у самодельного квадроцикла, скорее всего, не будет, райдер будет тратить много сил. 

Сделать мотоциклетный руль можно двумя способами: 

  • взять рулевую колонку и сам руль от мотоцикла, а рулевые тяги от автомобиля — и соединить их;
  • взять рулевые тяги от автомобиля и сделать рулевую колонку самому из трубы и подшипника. 

Второй вариант проще реализовать без опыта в автомобилестроении.

Бензобак

Возможные доноры: любой мотоцикл. Еще бензобак можно сделать самостоятельно: 

  • Сварить из листовой стали толщиной 1 мм. Это дольше, дороже, придется искать пропуски по швам после сварки, бак будет больше весить. Но зато можно сделать емкость нужной формы и объема. 
  • Сделать из пластиковой канистры. Это дешево и быстро, но даже толстостый пластик можно пробить веткой или острым камнем. 

Поэтому стальной бак — более безопасный вариант. Пластиковый бак проще сделать, но придется аккуратнее ездить по бездорожью.

Тормоза

Возможные доноры: автомобили и квадроциклы. Мотоцикл не подойдет, потому что квадроцикл весит больше и вместо двух колес у него четыре.

Если у донора тормоза старые, то лучше купить новые. Тормозная система для одной пары колес стоит 5-6 тысяч рублей.

Самодельный квадроцикл с двигателем от мотоблока

Сиденье

Возможные доноры: мотоциклы или скутеры. 

Если брать готовое сиденье от донора, нужно сразу проектировать верхнюю часть рамы под его размер. Проще создать раму так, чтобы в ней разместились все узлы, а сиденье сделать отдельно — самостоятельно или в мебельной мастерской.

Подвески

Возможные доноры: малолитражные автомобили. Чуть хуже подходят тяжелые мотоциклы. 

Еще один узел кроме рулевого управления, который сложно делать в кустарных условиях и без токарного станка. Самое простое решение — взять переднюю и заднюю подвеску от того же автомобиля, от которого взяты поворотные кулаки. 

Второй вариант — использовать переднюю телескопическую вилку от мотоцикла и приварить к ней мост. Это упростит сборку как подвески, так и рулевого управления, но проходимость и комфорт при езде будут плохими.

Колеса

Возможные доноры: отечественные автомобили. Резина выбирается под погоду и маршрут. 

Есть нюанс: грязевая резина под крупные автомобильные диски стоит дорого и ее сложнее найти. А слишком большой внешний диаметр колеса плохо влияет на проходимость. Поэтому если брать колеса у автомобиля, пусть будет не УАЗ Патриот, а Ока. 

Если не нужно экономить каждый рубль, можно купить старые колеса от квадроцикла и переобуть их в новую резину. Проходимость в этом случае будет выше, чем с крупными автомобильными колесами.

Колеса и подвеску для квадроцикла можно взять от отечественного автомобиля

Электрика

Если вы хотите установить электростартер, приборную доску, фару, электролебедку или поворотники — понадобится и аккумулятор. 

Возможные доноры: фару и аккумулятор проще всего взять от мотоцикла. Приборную доску — тоже взять у донора или купить: приборки от китайских мотоциклов или квадроциклов стоят от 1000 рублей. 

Бамперы и грузовые решетки

Понадобятся, если на самодельном квадроцикле хочется кататься по грязи и уезжать далеко от цивилизации. Их можно сделать из круглых труб: придать им форму с помощью трубогиба и соединить с помощью сварочного аппарата. Для переднего бампера подойдут толстостенные трубы диаметром до 60 мм. Для заднего бампера и грузовых решеток можно взять тонкостенные диаметром до 30-40 мм.

Как сделать квадроцикл своими руками

Осталось собрать все элементы воедино. В нашем примере в качестве доноров используются: 

  1. Рабочий мотоцикл Урал-2. Стоит от 30 тысяч рублей. От Урала взяли раму с сиденьем, руль, бортовая электросеть с приборной доской, бензобак, двигатель и КПП. 
  2. ВАЗ 2101 или Ока. Может быть не на ходу и без документов. Взяли передние амортизаторы, тормозную систему, поворотные кулаки, задний мост, рулевую систему, колеса. 

Процесс сборки

  1. Мотоцикл разбираем, оставляем раму с маятником. Двигатель на время снимаем, чтобы проще было собирать платформу.
  2. Сзади устанавливаем мост от автомобиля. Мост можно укоротить, чтобы уменьшить ширину колеи и радиус поворота. 
  3. Спереди к маятнику привариваем передний мост. Для усиления передней части привариваем самодельный подрамник из труб диаметром 30-40 мм. 
  4. Из квадратных труб размером 25х25 мм с толщиной стенки 2 мм свариваем рычаги передней подвески. Верхние концы крепим к подрамнику, нижние — к шарнирам кулаков. 
  5. Собираем рулевое управление. Колонка, сошка, тяги и кулаки берем от автомобиля, а руль — от мотоцикла. 
  6. Устанавливаем колеса. 
  7. Устанавливаем тормозную система от автомобиля. Привод тормозного цилиндра подключаем к штатной мотоциклетной педали, то есть жать на тормоза придется ногой. 
  8. Возвращаем на место двигатель с КПП, электросеть и бензобак. По желанию подключаем фары, поворотники. 
  9. По желанию и возможностям — создаем и крепим: обшивку рамы, крылья, пассажирское место, бампер, багажные площадки. 

Готово — можно выезжать на тест-драйв. Но лучше делать это с осторожностью: у самодельного квадроцикла управление будет менее комфортным, чем у любого покупного. Поэтому на бездорожье на нем лучше не выезжать.

Самодельный квадроцикл Сергея Плетнёва

Кратко

Сделать квадроцикл можно в гараже с базовым набором электроинструмента и сварочным аппаратом. Но без глубоких знаний в автомеханике собрать можно только простую модель, которая не сравнится по проходимости даже с малокубатурным бюджетным квадроциклом. 

Если хочется получить добротную технику, на которой не страшно выезжать на суровое российское бездорожье — лучше купить готовый серийный квадроцикл Русской Механики: РМ 500-2, РМ 650-2 или РМ 800 DUO EPS. По цене они могут обойтись даже выгоднее, чем самоделки. Но при этом будут намного надежнее, прочнее, лучше по проходимости и с гарантией.