Чем отличаются двух- и четырехтактные снегоходы и какие из них лучше

У снегоходов бывают двигатели двух типов: на два такта и на четыре. От количества тактов зависит то, как сгорает топливо, сколько бензина расходуется и как быстро разгоняется снегоход. 

Расскажем, в чем разница между моторами снегоходов с двумя и с четырьмя тактами, и чем каждый из них хорош.

Разница в устройстве двигателей

В любом моторе процесс сгорания топлива проходит так: бензин и воздух подаются в камеру сгорания, а образовавшийся газ толкает коленвал. Отличие заключается в том, как именно проходит этот процесс. 

Принцип работы двух- и четырехтактного двигателя

У четырехтактного мотора цикл происходит за два оборота коленвала и выглядит так: 

  1. Впуск. Топливо вместе с воздухом через клапан подаются в камеру сгорания. 
  2. Сжатие. Поршень сжимает смесь топлива и воздуха. 
  3. Расширение, или рабочий ход. Смесь воспламеняется, и образовавшийся газ толкает коленвал, заставляя его крутиться. 
  4. Выпуск. Газ выходит в выхлопной коллектор и оттуда наружу через выхлопную трубу, а в камере сгорания освобождается место для следующей порции топливовоздушной смеси.  

У двухтактного мотора есть только две стадии — сжатие и расширение. Они выполняются за один оборот коленвала. Впуск топлива и воздуха в камеру сгорания происходит одновременно со сжатием, а выпуск газа в выхлопной коллектор — вместе с расширением. Клапана, который подает воздух и топливо, в двухтактнике нет. Вместо него подачу дозирует сам поршень — открывает и закрывает впускные и выпускные отверстия.

Преимущества двухтактного снегохода

  • Проще устройство и обслуживание. Двухтактник в целом надежнее — дольше служит, реже ломается и проще чинится. 
  • Меньше вес. Для горных и спортивных моделей это особенно важно: легким снегоходом проще управлять.  
  • Больше мощность. Обычно двухтактный мотор в полтора раза мощнее, чем четырехтактный такого же объема. Например, мощность двухтактного RM Vector — 65 л.с., а у четырехтактного Тайга Варяг 550 V SE — 55 л.с. При этом объем мотора у моделей одинаковый — 550 кубов. 
  • Быстрее разгон и выше максимальная скорость. 

Минусы у двухтактников тоже есть. Они расходуют больше топлива, потому что бензин дозируется в камеру сгорания не так точно, как через клапан четырехтактного мотора.

Также двухтактники сильнее шумят и менее стабильно поддерживают обороты, поэтому отклик на курок газа более резкий, а ехать на одной скорости по ровной дороге сложнее.

Обычно двухтактные моторы устанавливают на горные и спортивные снегоходы, которым нужны большая мощность, маленький вес и быстрый разгон. На фото — RM Vector 551i

Преимущества четырехтактного снегохода

  • Тише работает. 
  • Расходует меньше топлива. В среднем расход ниже на 20–30%. 
  • Точнее держит обороты. Это полезно, если нужно ехать с одной скоростью по маршруту с хорошей видимостью, без резких маневров. 
  • Плавнее разгоняется. Для любителей экстрима это может быть минусом, но для туристов, охотников и рыбаков — наоборот. 

Главный недостаток четырехтактных моторов — большой вес: они в среднем в полтора раза тяжелее, чем двухтактные. Вместе с меньшей мощностью это дает довольно плавный разгон. Поэтому их ставят на туристические и утилитарные модели. Еще четырехтактные моторы сложнее устроены, поэтому их тяжелее чинить.

Четырехтактники лучше подходят для работы и прогулок, когда скоростные рекорды и резкие маневры не нужны. На фото — Тайга Варяг 550 V SE

Какой снегоход лучше: двух- или четырехтактный

Нельзя сказать, что снегоход с каким-то из этих моторов лучше: они подходят для разных задач. Двухтактники хороши для гор и спорта, где нужна динамика, быстрый разгон и резкие маневры. А тихие четырехтактники с меньшим расходом топлива идеальны для работы и путешествий.